Федор Лукьянов о предстоящей сессии «Валдая» и контактах с западными экспертами: Политика: Мир:

Поиск механизма корректировки правил игры после изменения баланса сил в мире и различные аспекты силового противостояния станут лейтмотивом XII ежегодного заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай», которое пройдет 19-22 октября в Сочи. О том, что будут обсуждать на этом форуме, прислушиваются ли к его участникам политики-тяжеловесы и зачем вообще нужны такие мероприятия, «Лента.ру» побеседовала с директором по научной работе «Валдая» политологом Федором Лукьяновым.
«Лента.ру»: Тема открывающейся сессии звучит как «Война и мир: человек, государство и угроза большого конфликта в ХХI веке». В русском языке у слова «мир» есть два значения: «мир» — это и антоним войны и некое пространство существования, вселенная. Вы какое имели в виду?
Лукьянов: И то, и другое. Задумка была несколько претенциозная, но, как показали последние события, своевременная: оттолкнуться от 200-й годовщины знаковых событий в Европе — конца эпохи наполеоновских войн и окончания Венского конгресса, который на несколько десятилетий установил более-менее регулируемую систему отношений в Старом Свете. Как нам показалось, есть некоторые параллели между тем, что было два века назад, и тем, что происходит сегодня. Это, конечно, довольно условно, и различия очевидны. Но сейчас мы говорим о становлении многополярного мира, который нуждается в регулирующих механизмах и институтах. Европа XIX века была, по сути, как раз таким многополярным миром в миниатюре. Суть системы, созданной в 1815-м и просуществовавшей, угасая, почти сто лет, заключалась не в том, что был установлен жесткий каркас, а в том, что был создан механизм, позволявший в кризисных ситуациях восстанавливать баланс.
Но ведь конфликты все равно случались.
Да, конечно, в XIX столетии в Европе были и Крымская война, и франко-прусская война, и балканские войны. Однако после каждого из этих конфликтов собирался дипломатический конгресс, на котором с учетом изменившегося баланса сил корректировались правила взаимоотношений. Подобный механизм нужен и сегодня. Как именно он будет выглядеть — пока непонятно. Система позапрошлого века — периодические «пробы сил» и последующее урегулирование во время дипломатических конгрессов — сейчас в том виде вряд ли возможна, но нечто похожее было бы очень кстати.
Когда мы сформулировали этот посыл, то, конечно, вспомнили об одном из главных произведений русской литературы — романе Толстого «Война и мир», который как раз и посвящен периоду фундаментального переустройства Европы начала XIX века. Толстой, будучи не просто беллетристом, но и философом, улавливал и описывал моменты, определяющие ход истории, а также то, что он определял как движущие силы исторического процесса. Кстати, после реформы орфографии название романа стало на самом деле более многозначным, чем задумывал автор, но при этом более соответствующим масштабу замысла. Нынешнее «мир» объединяет прежние «миръ» (отсутствие войны) и «мiръ» (человечество, общество). Нас, как и Толстого, тоже интересует влияние войны на мир в обоих смыслах. Так что одна сессия «Валдая» будет посвящена роли, которую война, жесткая сила и милитаризм играют в общественном сознании начиная с XIX века и до наших дней.

Статья "Федор Лукьянов о предстоящей сессии «Валдая» и контактах с западными экспертами: Политика: Мир:", опубликована 13.октябрь.2015 14:19, расположена в категории Новости в Мире и имеет 236783 просмотров.