От фольклора к моде: история омички Ксении Андреевой, создающей одежду с русским народным характером #Культура #Омск
Дата публикации:_Сегодня 09:00 Автор:_Анна Пацула Фото Сергей Мельников
Накануне Международного женского дня — праздника общей женской солидарности — «ОМСКРЕГИОН» пообщался с мастерицей, чтобы узнать о ее пути в мир русского народного костюма.
— Ксения, расскажите, как вы пришли к освоению мастерства пошива одежды в русском народном стиле?
— Большую половину жизни я занимаюсь русской традиционной культурой, хотя училась в ОмГУ имени Достоевского на факультете теологии.
С фольклором я познакомилась еще в старших классах, когда меня пригласили на вечерку в Сибирский культурный центр. Думала, что в «Теремке» увижу пожилых тетушек в сарафанах и кокошниках, а вместо этого нашла там молодежную компанию, в которую хотелось возвращаться снова и снова. Я начала участвовать в фестивалях, ходить на репетиции в фольклорный ансамбль «Сретение». Постепенно народная культура из веселой тусовки стала неотъемлемой частью жизни, мировоззрения и профессиональной деятельности. Да и с будущим мужем я познакомилась в околофольклорной среде.
В общем, когда-то я, как и многие молодые люди, думала, что народная культура и старинные песни — это что-то вроде старого бабушкиного шкафа с вещами, пропахшими нафталином. А оказалось, что этот шкаф — вход в Нарнию — огромный, неведомый, волшебный мир! Тут есть место и прекрасному пению, и календарным праздникам, и огромному разнообразию народного костюма, который не может не вдохновлять.
— Вы помните свою первую работу? Что это было?
— Это был клетчатый зеленый сарафан. Нужно же было в чем-то ходить на вечерки. Увидела красивую ткань в магазине и сшила, как смогла. Народный костюм, как и культура, прост и сложен одновременно. Даже новичку по силам сделать базовую вещь: сшить сарафан и рубаху или станцевать кадриль. Но при этом нет предела в развитии мастерства.
— Почему вы выбрали именно пошив одежды в русском народном стиле? Что вас привлекает в этом направлении?
Тема одежды меня привлекала с детства. Нравилось рассматривать и примерять бабушкины платья, дедушкины рубашки, представлять, какая интересная жизнь была у этих вещей, которые гораздо старше меня.
Сейчас в моей работе два направления. Первое — пошив народного костюма, максимально приближенного к аутентичному, когда за основу берется старинный крой, этнографические вещи или фотографии. Тут у меня два учителя: Елена Чешегорова, известный в России фольклорист со стажем более двадцати лет, и Татьяна Репина, замечательный мастер, специалист по народному костюму. Народные костюмы я шью для участников взрослых и детских ансамблей, вечерошной молодежи. А есть люди, которые хоть и не занимаются народной культурой, но хотят по праздникам одеваться в русский традиционный костюм, как это происходит во многих других странах, где национальный костюм продолжает быть праздничной одеждой.
Второе направление моей работы — современная одежда в этностиле, с элементами старинного кроя и декора.
Когда я освоила базовые навыки шитья народного костюма, мне стало интересно, как это могло бы выглядеть в современных образах. И первое, что пришло в голову — джинсовые вещи с традиционной строчевой вышивкой и лоскутным декором. Джинс очень роднит традиционный и современный костюм, так как цвет индиго — один из основных, базовых цветов в народной одежде, и порой кажется, что старинные вещи, выставленные в музее, — это потертая джинса. Была даже выставка на эту тему — «Этноджинс». Для нас джинсы — это повседневная одежда, удобная и практичная. А я вижу одной из своих задач как раз создание не эпатажных подиумных коллекций, а повседневной одежды на основе русского костюма.
Одежда многое говорит о нас, даже больше, чем нам хотелось бы. Когда видишь на улице девушку в длинной юбке, невозможно не проводить ее взглядом. Это декларирование не только эстетики, но и мировоззрения. Мои покупатели и заказчики — это и православные люди, и те, кому, как и мне, близок натуральный стиль, природные цвета и фактуры, и люди творческих профессий. Мы выглядим и чувствуем себя гармонично, когда внешнее совпадает с внутренним и одежда является продолжением и отражением характера и взгляда на мир.
— Расскажите о вашей мастерской.
— Это проект, объединяющий нескольких мастеров. В какой-то момент поняла, что не справлюсь со всеми объемами работы в одиночку. Если народный костюм разной сложности я шью сама, то для создания современной удобной одежды нужны хорошие лекала, поэтому я сотрудничаю с профессиональными конструкторами и швеями, а сама выступаю в роли дизайнера: ищу нужный фасон, подбираю и закупаю ткани, выполняю строчевую вышивку и лоскутные элементы.
— На каких платформах можно приобрести вашу продукцию?
— В основном покупают через соцсети и сарафанное радио, когда видят у кого-то из знакомых. Во «ВКонтакте» у меня есть группа «Русское Платье». Также стараюсь участвовать в Покровской ярмарке, на фестивале «Слетье», а также на православной выставке.
— Какую ткань вы чаще используете?
— Чаще всего это натуральные материалы: хлопок, лен, шерсть. Они дышат, приятны телу и не электризуются. Но я не упираюсь в стопроцентную натуральность, мне нравится работать со смесовыми тканями. Небольшой процент полиэстера или эластана делает натуральную ткань более ноской и менее сминаемой.
— Вы зарегистрированы как самозанятая?
— Да, оформлена как самозанятая, обучалась в Школе социального предпринимательства, где получила опыт и приобрела новые знакомства. Думаю, стоит подать заявку на получение гранта, но нужно свободное время, чтобы погрузиться в тему и оформить все документы.
— Можно сказать, что, демонстрируя свою одежду, вы возрождаете народную культуру?
— Не совсем так. Возрождают какое-то забытое ремесло. Я, скорее, занимаюсь популяризацией и актуализацией культурного наследия: стараюсь делать очевидными параллели между подлинным народным костюмом и современными вариациями на его тему. Тут аналогия с русской традиционной культурой в целом. Главный девиз фольклористов — «Фольклор — это не поклонение пеплу, а передача огня». То есть это не музейная, пыльная вещь, которая уже не актуальна, а универсальные формы, технологии и механизмы, которые продолжают работать по сей день. До сих пор детям и молодежи интересны вечерки, народные игры, до сих пор старинные песни вдохновляют современных исполнителей. Так неужели крою и узорам, которые достались нам от прапрабабушек, не найдется места в современной моде?
— Какая одежда пользуется большей популярностью?
— Пожалуй, платья и мужские рубашки. Небольшую серию платьев я шила из теплого хлопка, и там огромную роль сыграл цвет. Заказчики обращают внимание на ткань, сочетание цветов.
Мужские рубашки я долго не хотела шить, потому что их уже много кто шьет. В свое время наша землячка Варвара Зенина начала продвигать тему гражданских косовороток на столичном уровне и, вообще, сделала модной эту тему. Это здорово! Потом много кто ее скопировал, и тема современных косовороток ушла в народ. Изучая тему, я поняла, что даже в рамках одной и той же концепции гражданской косоворотки может быть много стилевых решений. У Варвары косоворотки такие яркие, акцентные. У другого бренда, скорее, в офисном стиле, а мне ближе стиль натуральный, с выраженной фактурой ткани. А еще мне очень нравятся металлические пуговицы. Они делают вещь не только стильной, но и основательной.
— Сколько времени уходит на изготовление одного платья?
— Смотря какого: с каким узором, с каким декором. Если считать от момента выбора ткани и до готового изделия, то не меньше недели.
— Был ли у Вас какой-нибудь запоминающийся, необычный заказ?
— Конечно. Например, наряды для томского ансамбля «Гать». Они исполняют белорусские песни и инструментальную музыку, поэтому нужны были белорусские костюмы. Пришлось изучить костюмы разных областей, это было очень интересно. Сделали два комплекса с юбками, рубашками, фартуками и жилетами.
Также запомнилась другая работа. Была задача повторить этнографический жилет-обжимку. Для этого на «Авито» я нашла вельвет производства ГДР, подходящий по рисунку. Получилась эффектная вещь!
— Как семья относится к вашему делу?
— Муж оказывает мне огромную поддержку: подарил оверлок, делает профессиональные фотографии моих изделий, а главное, с пониманием относится к сложным периодам подготовки и проведения ярмарок и показов.
Сын почти с рождения ездит в фольклорный лагерь «Богатырская застава», у него есть свой народный костюм: рубашка, порты. Он любит в нем пощеголять.
— Есть ли у вас планы по расширению производства?
— Не хочется совсем уходить в массовое производство. Планирую найти оптимальный формат, где количество не повредит качеству.
Следующий шаг — это выход на магазины омских брендов. К примеру, это магазин в «МЕГЕ» и на улице Ленина. Также хочу зарегистрировать название своего бренда.
Статья "От фольклора к моде: история омички Ксении Андреевой, создающей одежду с русским народным характером #Культура #Омск", опубликована 03.март.2025 21:25, расположена в категории Культура и имеет 232173 просмотров.